Главная
Общие вопросы
Официально-деловой стиль речи
Анализ особенностей стиля
Классификация документов
Правила оформления документов
Распорядительные документы
Коммерческая корреспонденция
Реклама в деловой речи
Требования к деловой речи
Виды деловой речи
Образцы оформления документов
Функциональные стили языка
Научный стиль
Разговорно-обиходный стиль
Публицистический стиль
Художественный стиль
Ораторское выступление
Вопросы к зачёту
Практические задания
Информация для старост групп
Использованная литература
Гостевая книга
Ссылки
Дополнительные материалы |
|
Официально-деловой стиль.
Правила оформления документов.
Документы - это оформленные по установленным правилам и зафиксированные на разных носителях информации тексты, необходимые для реализации управляющих воздействий.
Правила оформления текстов деловых документов регулируются следующими стандартами:
-
ГОСТ Р 6.30 - 2003. Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
-
ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированная система документации. Требования к постророению формуляра-образца.
-
ГОСТ ИСО 8601-2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования.
-
ГОСТ ИСО 15489:2001. Information and Documentation. Records Management.
Существуют пять типов записи для деловых документов:
-
Линейная - запись, обладающая самомтоятельностью в оформлении мысли, с полностью оформленными предложениями, которые соответствуют требованиям официально-делового стиля (автобиографии, заявления, объяснительные записки, деловые письма, инструкции).
-
Запись в виде текстов-аналогов, отличающаяся от линейной большей стандартностью, совпадением целого ряда языковых и графических компонентов (приказы, решения, постановления).
-
Трафарет - традиционная линейная запись, но с пробелами, которые заполняются переменной информацией; используются в типичных ситуациях (справки, контракты, договоры).
-
Анкета - перечень заранее подобранных вопросов. Отличается от трафарета тем, что является более дробной, вопросы и ответы могут иметь как одинаковую, так и разную форму, вопросы и ответы располагаются по вертикали (личный листок по учёту кадров).
-
Таблица - совокупность данных, представленных в цифровой или словесной форме и занесённых в графы вертикальной и горизонтальной плоскостей (табели, расчётные ведомости, штатное расписание и др.).
Форма, в соответствии с которой составляется документ, определяется требованиями ГОСТов и действуюшими правилами оформления документов. В случае отсутствия законодательно закреплённых рекомендаций по составлению документа прибегают к сложившейся практике их оформления.
Составные части документа (его реквизиты) определяются рекомендациями ГОСТ Р 6.30 - 2003. "Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Для каждой разновидности документов набор реквизитов определяется отдельно в соответствии с требованиями ГОСТа, Гражданского или Налогового кодексов РФ, другими юридическими актами, а также сложившейся практикой делопроизводства. Отсутствие обязательных реквизитов документа может повлечь за собой признание его недействительным, а значит освободить партнёра от обязательств, зафиксированных в таком документе. |